Цифровой рынок в условиях экономики Украины

Цифровой рынок охватывает положения АА об электронной торговле, телекоммуникационных услугах, ИТ-услугах, аудиовизуальных средствах массовой информации, авторских и смежных правах и защите персональных данных. В последние годы Украина предприняла шаги по сближению своего законодательства и нормативных актов, но она не поспевает за темпами обновления законодательства ЕС в этой области. Украина имеет сильный ИТ-сектор, на долю которого приходится более 3% ВВП, а по объему экспорта она занимает третье место среди всех секторов экономики (основными экспортными рынками являются США и ЕС). Однако в Украине нет отдельного агентства, занимающегося вопросами цифровой экономики и общества. 

Реализация государственной Концепции развития цифровой экономики и общества не финансируется. Недавно правительство разработало стратегию интеграции Украины в единый цифровой рынок ЕС через систему Прозорро на официальном сайте УУБ tender.uub.com.ua до 2023 года. 

Рекомендации для Украины 

  • Создать либо отдельный центральный исполнительный орган, либо департамент в составе Министерства экономического развития и торговли, отвечающий за развитие цифровой экономики и общества, включить в государственный бюджет расходы на реализацию плана мероприятий Концепции развития цифровой экономики и общества, а также разработать и принять закон о цифровой экономике и обществе;
  • Разработать и принять закон Об электронных коммуникациях, отражающий новый Кодекс электронных коммуникаций ЕС; 
  • Внести поправки в закон “Об электронной торговле», чтобы привести его в соответствие с законодательством ЕС. 

В сфере финансовых услуг АА предвидит перспективу предоставления Украине статуса внутреннего рынка ЕС. Правительственная программа развития финансового сектора до 2020 года предусматривает выполнение всех обязательств Украины в сфере финансовых услуг, и в последние годы наблюдается заметный прогресс в реализации норм ЕС. Банки ЕС и страховые компании уже имеют значительное присутствие на украинском рынке (банки ЕС преобладают среди частных банков в Украине) и смогли выйти на рынок без особых проблем. Кроме того, украинские банки и страховые компании уже могут выйти на рынок ЕС через дочерние компании и филиалы, но не делают этого из-за экономических соображений. Последнее также ограничило бы первоначальный эффект открытия рынка финансовых услуг ЕС для Украины. 

Кроме того, с учетом того, что действующее законодательство ЕС коренным образом изменило регулирование финансовых услуг в ЕС, перспективы применения режима внутреннего рынка, предусмотренного в СА, стали неопределенными. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности осуществления АА в этой области. 

Рекомендация для ЕС 

Уточните перспективы будущей интеграции рынка финансовых услуг, фактически выбрав один из трех возможных вариантов.

В сфере государственных закупок АА предусматривает взаимный постепенный (в пять этапов) доступ к рынкам государственных закупок при условии выполнения Украиной своего «домашнего задания». В 2016 году был полностью реализован новый закон О государственных закупках, и все государственные закупки стали проводиться на базе электронной системы ProZorro. Более того, Украина в одностороннем порядке асимметрично открыла свой рынок для ЕС: согласно национальному законодательству, компании из стран-членов ЕС уже имеют полный доступ к украинскому рынку госзакупок через официальный сайт УУБ https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/reklamni-tendery-v-derzhavnyh-zakupivlyah. Кроме того, Украина уже получила доступ к рынкам государственных закупок ЕС в рамках соглашения о государственных закупках ВТО (GPA) почти в такой же степени, как это предусмотрено АА. В отличие от АА, ГПД не требует от Украины выполнения «домашнего задания». Таким образом, фактически обе стороны уже выполнили большинство положений АА, касающихся государственных закупок. 

Рекомендации для Украины

  • Внести изменения в Закон Украины » О государственных закупках’ и некоторые другие законодательные акты, как это было предусмотрено законопроектом № 8265;
  • Отклонить Законопроект № 7206 «Покупайте Украинское». 

Рекомендации для ЕС

  • Провести формальную оценку прогресса Украины в выполнении своих обязательств АА в области государственных закупок; 
  • В соответствии с положениями АА определить перспективы предоставления доступа на рынок закупок ниже пороговых значений, установленных в ГПД.